Красивая и печальная история любви — литовских Ромео и Джульетты: Барборы Радвилайте (Barbora Radvilaitė из могучей династии Радзивиллов) и Великого князя Литовского и короля польского Жигимантаса Аугустаса (Žygimantas Augustas / Sigismund August из королевский династии Ягеллонов). Не без оснований эта самая романтичная литовская история любви окружена многочисленными легендами.
После двух лет замужества за воеводой Станиславасом Гóштаутасом, Барбора осталась молодой и бездетной вдовой. Согласно тогдашним законам, имущество рода в этом случае переходило великому князю, который и должен был решить его дальнейшую судьбу. Вопрос о судьбе огромного наследства Гоштаутасов и был одним из официальных дел, которое был обязан решить великий князь Жигимантас Аугустас во время своей поездки в Литву.
К моменту их встречи Барбора считалась самой красивой женщиной Польши и Великого княжества Литовского. Итальянец по матери, королевич воспылал горячей страстью к юной вдове. Совместные поездки на охоту и прочие увеселения настолько сблизили молодых людей, что влюблённые стали видеться регулярно. Ни Барбора, ни молодой королевич просто не могли жить друг без друга и через два года они тайно поженились.
А события развивались довольно быстро. В 1548 году умер и король Польши Жигимантас Старый (отец Аугуста). Барбора была представлена двору как законная жена молодого короля.
И тут … поднялась буря! И король, и Радвилы этой бури ожидали, но никто и предположить не мог, что она окажется такой мощной. Сейм, сенаторы, духовенство и шляхта, опасавшиеся усиления позиций противников более тесной унии Литвы с Польшей, единодушно потребовали от короля отречения от жены-литвинки.
Наконец в декабре 1550 года Сейм признал Барбору королевой и короновал ее в Краковском соборе. В марте 1551-го ее была вынуждена признать и королева-мать. Но Барбора к этому моменту из цветущей красавицы уже превратилась в смертельно больную женщину. В полдень 8 мая 1551 года королева Барбора умерла на руках мужа лиш 29 лет.. Высказывались подозрения, что от яда, но ряд обстоятельств указывает на то, что причиной смерти явилось раковое заболевание.
Жигимантас Аугустас две недели провел у гроба любимой жены, молясь и плача. Радвилы хотели, чтобы ее похоронили рядом с другими королевами в Вавельском соборе, но король сказал: “Не пристало ее и мертвую оставлять там, где эти люди были неблагодарны к ней живой”. Исполняя последнюю волю королевы быть похороненной в Литве, Жигимантас Аугустас 25 мая 1551 году, сопровождая тело Барборы, отправился из Кракова с многочисленной и очень представительной траурной процессией в Вильнюс. Маршрут королём был специально проложен заранее – это был тот же маршрут, которым Барбора ехала из Литвы в Польшу. Королеву похоронили в Кафедральном соборе Вильнюса.
Её останки, найденные в размытых наводнением 1931 года подземельях вильнюсского Кафедрального собора, были перенесены в мавзолей в часовню св. Казимираса, здесь ее тело покоится и сегодня.
Что же касается Жигимантаса Аугустаса, то он так и не смирился с потерей, до конца жизни бережно хранил вещи умершей жены, перечитывал её письма, одевался только в черное; тканями черного цвета были обиты и стены его покоев. Король так и остался бездетным, а поэтому после его смерти в 1572 году королевский род Ягеллонов навсегда исчез со страниц истории Литвы и Польши.
Такова историческая канва этой трагической и едва ли не единственной в своем роде любви коронованных особ.