По тексту историка проф. А. Бублаускаса

Начнём с исторической справки.

Вильнюс родил  своеобразное продолжение традиций греческой демократии и римского права — XVI-XVII в..  Дворянская демократическая система, основанная на правовых кодексах Статута Литовского была исключением из окружения абсолютизмов. Третьего мая, 1791 совместное литовско-польское государство создало конституцию за несколько месяцев до конституции Франции.

Ряд восстаний, защищавших эту конституцию, породили феномен европейского маштаба — вильнюсский романтизм и мессианство, самыми выдающимися представителями которых являются Адам Мицкевич и Юлиуш Словацкий,  соединяющие в себе все народы, претендующие на наследие Вильнюса, и так же свидетельствующие о том, что в Вильнюсе борьба за свободу и поэзия шли бок о бок.

Были и другие варианты связи между творчеством и свободой. В начале XX века и чуть позже в Вильнюсе учились и работали не только всемирно известные художники, лидеры экспрессионизма, кубизма или фовизма Хаим Соутен и Жак Липшиц, но и Миколоюс Константинас Чюрлеонис. Хотя иногда в мировых энциклопедиях признаётся, что этот художник начал рисовать абстрактное искусство за несколько лет до знаменитого Василия Кандинского, тем не менее, работы М. К. Чюрлеониса являются более важными с другой стороны — не столько как абстрактионизм, а как синтез искусства и музыки или попытка выразить музыку с помощью языка искусства. До него никому не взбрело в голову —  рисовать «Сонаты».

Другой вариант такого синтеза — движение «FLUXUS» , желающее одновременно использовать различные социальные и художественные формы выражения, объединить искусство, музыку и шутки. Один из самых значимых учредителей этого движения — художник, литовец, Джордж Мачюнас, произведения которого сегодня возвращаются в Вильнюс.

Разве не шутка? В 1996 году все ждали памятника М.К. Чюрлионису, а был поставлен постамент никогда здесь не гостившему американскому рокеру Франку Заппе, добавив изящную выдумку, что Заппа собирался сочинить новый гимн неависимой Литвы. И этот памятник сразу стал в мире символом узнавания Вильнюса! 🙂

Но вернёмся в Старый город. Вот возьмите и остановитесь возле любого барочного кастёла и посмотрите вверх. Недаром лауреат Нобелевской премии Чеслав Милош назвал Вильнюс «городом облаков, имеющих сходство с барочной архитектурой, и барочной архитектуры, подобной сгустившимся облакам».

Это единство творчества и пейзажа, без которого невозможен и дух свободы.