Что за вопрос?

А вопрос, тем не менее, хороший, и очень кстати. Задаётся он не так уж давно — всего лишь с распада Речи Посполитой… И народы, жившие в Великом княжестве Литовском да конфедерации под этим странным, выше упомянутым  названием, тянут одеяло культурного и другого исторического наследия каждый на себя…

Всё из-за того, что правители Великого княжества Литовского, даже при завоевании других стран, не навязывали им ни своей веры, ни речи, ни другого ораза жизни (только дань себе собирали). Никто никого не обвинял в том, что он «другой нации». Это было право и свобода каждого. Тем более что в те времена национальное самосознание не связывали с тем, на каком языке ты говоришь. Главное было — гражданином какой страны себя считаешь. Поэтому поэт польско-белорусского происхождения — Адам Мицкевич, живя на территории Великого княжества Литовского, считал себя гражданином оного. И был просто влюблён в Вильнюс, и называл Литву своей Родиной… Как теперь его «поделить»?

Вот из-за толлерантности (реальной, а не тем, что сегодня обзывают этим словом) правителей Литвы и имеем мы город Вильнюс — удивительный город-мозаику, составленую из множества разных народов и культур. Где каждая, даже самая мелкая деталь, имеет для литовцев, русских, белорусов, поляков и евреев особое значение.

А как его видят эти народы?

В памяти литовцев Вильнюс возникает как метрополис некогда великой империи — Великого княжества Литовского — город, доминирующий в просторах Восточной Европы. В начале девятнадцатого века в Вильнюсе выросло национальное возрождение, а в начале ХХ века начавшееся массовое движение литовцев («саюдис») также связано с этим городом.

Вильнюс и его наследие также очень важны для русских и белорусов, так как в мультикультурном Великом княжестве Литовском жили и православные русичи. А в 1522 просветитель и гуманист Франциск Скорина выпустил первую печатную книгу Великом княжестве Литовском.

Вильнюс давно важен и для польского коллективного сознания. Многие поляки были известными политическими, общественными деятелями и деятелями культуры в Великом княжестве Литовском, некоторые из них — ярые защитники Литвы. Полякам особенно важны работы романтических поэтов Адама Мицкевича и Юлиуса Словацкого, соеденяющие польскую, литовскую и белорусскую память о Вильнюсе. Многослойная культура Вильнюса в то время сформировала и всемирно известного поэта Чеслава Милоша, которого можно рассматривать и как польского, и как литовского поэта.

Существовал ещё и еврейский Вильнюс, но из-за трагедии Холокоста, он канул в лету. Самое большое значение контексте еврейской культуры имел мыслитель Элия, именуемый Гаоном Вильнюса.

В 2009 Вильнюсу присвоен статус культурной столицы Европы. Хотя таковым он являлся, является и будет являтся всегда!