Вот скажите пожалуста, как может быть так, чтобы в одном городе спокойно уживались политики, кардинально противоположных взглядов?
В XIX веке Вильнюс вроде б потерял былую славу и стал периферией Российской империи. Но в то же время, да и позже, он стал центром тяги разносортных революционеров и антиреволюционеров всех времён и народов 🙂
Вот некоторые имена:
Феликс Дзержинский и Юзеф Пилсудский. Воспитанники той же самой 1-ой гимназии мальчиков Феликс Дзержинский и Юзеф Пилсудский. Начавшие политическую карьеру с различных социалистических партий, после четверти века стояли в диаметрально противоположных лагерях. Ф. Дзержинский в 1917 году в Москве создаёт «проподителя» КГБ — чрезвычайную комиссию (ЧК), Ю. Пилсудский в 1920 году стоит во главе с польской армии, останавливая марш Красной Армии, нёсшей революцию в Европу.
Антанас Снечкус и Ионас Жемайтис-Витаутас. После Второй мировой войны, появляется новая линия фронта коммунизма и антикоммунизма — вооруженное партизанское сопротивление в Литве, которое продолжалось в течение десяти лет и считается самой длинной войной после войны. Командир резистенции Йонас Жемайтис-Витаутас был арестован только в 1953 году. Его статус признал даже приемник Ф. Дзержинского — Лаврентий Берия, который видел смысл в том, чтобы выделить самолёт и привезти Жемайтиса из вильнюсского КГБ на Лубянку. В то же время в эти дни многие пытаются выяснить феномен Антанаса Снечкуса. Это имя теперь становится одним из символов советской ностальгии. Антанас Снечкус действительно выделялась во всем масштабе коммунистическом движении — был одним из самых долговечных лидеров не только в СССР.
КПСС «платформцы» и Витаутас Ландсбергис. Ещё раз противостояние коммунизма и антикомунизма произошло в эпоху Перестройки и Саюдиса. События января 1991 года показали, что Литва и В. Ландсбергис борются не только с советской агрессией, но и с стремящимися её узаконить «платформцами» КПСС, поэтому бой вёлся против всей коммунистической системы. Ведь события в Литве были прелюдией и репетицией к путчу в Москве в августе 1991 года. Путч не удался, и 22 августа упал памятник Дзержинскому на Лубянской площади в Москве. Это как эхо этого падения на другой день пал памятник Ленину в Вильнюсе. Оба падения символизировали краха коммунизма всему миру.